В издательстве «Манн, Иванов и Фербер» выходит новая книга Кена Робинсона «Образование против таланта», которая стала идеологическим продолжением его первой переведенной на русский язык книги «Призвание. Как найти то, для чего вы созданы, и жить в своей стихии». Не знакомые ранее с творчеством Робинсона — не отталкивайте от себя этот кладезь, ведь, по словам автора, «образование — одна из задевающих людей за живое тем, как и религия, политика и деньги», с чем трудно не согласиться.
Помните ли вы недавний американский фильм «Учитель на замену» с Эдрианом Броуди в главной роли? «Дух времени» Питера Джозефа? Или, возможно, популярный десятиминутный видеоролик с Youtube «Рабство и восемь вуалей»? Слышали ли вы когда-нибудь изречение Конфуция «Не дай Бог вам жить в эпоху перемен»? Если хотя бы на один вопрос ответ будет положительным, значит, в противовес жестокой реальности, пора прочесть что-то оптимистическое о человеческом потенциале.
«О чем» и «для кого» здесь не ведущие вопросы — важно «для чего» написана эта книга. Идея того, что каждый человек творец и ему есть, что сказать обществу, похожа на пассажи, выдаваемые людьми современного искусства. Идея того, что творческий подход в любой профессии не только собственно творчество, но и «административная жилка», без которой, кстати, существует много людей (причем пассивных, но очень креативных). Сразу вспоминается, как перекрыли кислород тем, кто действительно талантлив, введением единого госэкзамена. Идея того, что «символом может быть все что угодно», — горькое напоминание о вездесущем Интернете, который универсализировал само понятие «символ». Идея того, что мир — это «Пещера» Платона, сидя в которой «мы воспринимаем мир не таким, какой он есть, а видим его сквозь пелену представлений», — разве мы не сами выбираем такой путь?
Робинсон воспитывает маленьких бунтарей, способных ринуться в бой против системы, но часто (и вполне умышленно) опускает важную мысль, что деньги, которые зарабатывает простой человек, и прибыль, получаемая крупной кампанией-работодателем, нашедшей и освоившей главную потенциально перспективную жилу (человеческий труд), — это совершенно разные банкноты по способу их получения и освоения.
Здесь есть цитация и аллюзии на всевозможные философские и психологические артефакты — от Сократа и Уильяма Блейка до Карла Густава Юнга и Эрика Берна. И большой плюс книги — в очередном напоминании о необходимости услышать (или прочесть) самые банальные слова о самых простых истинах. Желательно делать это систематически, так как наша память содержит столько же изъянов, сколько и образование.
Рынок, обрастающий бюрократизмом, требует профессионального освоения, и мало констатировать понижение творческого аспекта в образовании — чем и занимается Робинсон. При этом есть важное «но» в раскладе карт: автор учит доить жирную производственную корову, и это самый логичный выход. Но не стоит забывать о миллионах людей, которые занимаются любимым делом и не заставляют себя по-иному относиться к жизненному пути. Решающий фактор не отсутствие креативности, а наличие принципиальности. Поэтому выбор за нами.
Александра Воздвиженская
%text%