Сталинские небоскребы: от Дворца Советов к высотным зданиям

А. А. Васькин, Ю. И. Назаренко

В данный момент этот товар отсутствует в продаже.
Возможно, у нас найдется аналогичный или похожий товар здесь.

Сталинская архитектура и ее воплощение в московских высотных зданиях — такова тема новой книги лауреата Горьковской литературной премии Александра Васькина. Автор современных фотографий — Юлия Назаренко.

Влияние Сталина на развитие советской архитектуры стало особенно ощутимым в начале 1930-х гг., в период активной борьбы с конструктивистами-формалистами (Мельников, Леонидов и др.). В 1932 г., когда был создан Союз советских архитекторов, всем советским зодчим велено было творить только в стиле «социалистический реализм». Подобное развитие событий было характерно и для других видов искусства — музыки, живописи, литературы.

Представители старой академической школы (Щусев, Жолтовский) активно поддержали сталинскую архитектурную политику, основанную в т. ч. и на разрушении памятников русского зодчества. Выдвинулись и молодые кадры (Алабян, Душкин, Чечулин и пр.).

Социалистический реализм в архитектуре базировался на «освоении классического наследия» Древней Греции и Античного Рима. Яркий образец «освоения» — конкурс на проект Дворца Советов, гигантского сталинского небоскреба. Ради сооружения дворца снесли Храм Христа Спасителя на Волхонке (именно Сталин настоял на сносе храма, хотя архитекторы выбрали для строительства другое место). В книге вопрос рассматривается с несколько неожиданной стороны: что общего между Дворцом Советов в Москве и Купольным дворцом в Берлине? Как отреагировал Гитлер, когда узнал о строительстве Дворца Советов в большевистской столице?

А после 1945 г. в советской архитектуре произошел крутой поворот — к «использованию традиций русской национальной архитектуры», результатом чего и стало возведение в Москве восьми сталинских высоток (одну из них так и не успели достроить). По замыслу вождя, со временем возведение высотных зданий должно было превратиться в индустрию, производящую небоскребы для крупных городов Советского Союза.

В книге освещены самые разные аспекты темы: подробности создания проектов Дворца Советов и сталинских высоток, биографии архитекторов, почему одни из них получили Сталинские премии первой степени, а другие — лишь второй, непомерная стоимость строительства, отстранение архитектора Иофана от работы над проектом МГУ, пустота высотных шпилей, запроектированный наклон высотки у Красных ворот, участие зеков в строительстве и многое другое…

А после смерти Сталина в 1953 г. высотки подверглись жесточайшей критике: Хрущев в пух и прах разнес проекты зодчих-высотников, разогнал Академию архитектуры, отобрал Сталинскую премию у архитектора Полякова и призвал покончить с архитектурой «свадебных тортов». А вместо высоток в Москве появились целые кварталы безликих и серых «хрущевок»…

В книге немало цветных и черно-белых иллюстраций, позволяющих сравнить первоначальные проекты зданий с тем, что было построено впоследствии.

Детальная информация
Издательство
Переплет
Твердый переплет, 236 страниц
Формат книги
70x100/16
Размер (в x ш)
167 x 236 (большая)
ISBN
978-5-9973-0300-6
Тираж
1000 экз.
Язык
Русский
Код товара
173014
Разделы товара
Информация
Поступлений данного товара не ожидается.
Возможно, у нас найдется аналогичный или похожий товар здесь.