Лигейя-30%
Серия: Вечные истории. Young Adult Даже спустя 175 лет после смерти Эдгар Аллан По входит в число самых популярных и влиятельных американских писателей. В этом сборнике вас ждут самые мрачные и мистические рассказы гения макабра, будоражащие воображение. Сердца, еще долго бьющиеся после смерти их владельцев, любовь, простирающаяся за пределы склепа, таинственные особняки, полные тёмных тайн... Произведения, которые стали основой современной литературы ужасов и повлияли на творчество известных нам Говарда Лавкрафта и Артура Конан Дойла, с потрясающим оформлением от ALES. |

МИФ (Манн, Иванов и Фербер), Россия, все товары

«You are not wrong, who deem. That my days have been a dream; Yet if hope has flown away. In a night, or in a day. In a vision, or in none. Is it therefore the less gone? All that we see or seem Is but a dream within a dream.» Эдгар Аллан По. «Лигейя» является собранием лучших и известнейших рассказов и новелл от великого «Бостонского Сумеречного Гения». Человек, который стал Иконой американского романтизма и Отцом классического детектива, американского готического рассказа, современной формы, так называемых, «страшных историй» (ну, а точнее жанра «ужасы») и всего жанра психологической прозы, а также давший первоначальную основу тому, что практически через столетие после его смерти окрестят жанром «нуар» (Э.А.По наравне с Ф.М.Достоевским, пожалуй, главные в XIX веке предвестники жанра, которому предстояло перевернуть с ног на голову весь кинематограф 40-50-х годов XX века). Человек, что предвосхитил литературу декаденства своими историями наполненными иррациональностью, мистицизмом, обречённостью, аномальностью изображаемых состояний, зыбкостью обыденной реальности и всепоглощающей силой сновидений (всегда помни о том, что «Все, что мы видим или видели всего лишь сон внутри сна»). Человек, избравший своими музами Любовь и Смерть, ибо для него не было ничего сильнее этих двух состояний, одно из которых переходно, а другое конечно. Человек, проложивший дорогу в будущее для всех «Мастеров Ужаса» от Лафкрафта до Кинга, но при своей жизни отчаянно страдавший от постоянной бедности, непонимания, вызванных этим психических проблем и алкоголизма. Человек, чьё творчество, как минимум, наполовину было построено вокруг его трагической любви к своей тяжело больной жене и тех последствий к которым привела её безвременная кончина. Человек, чья неоднозначность поступков и нелогичность действий (и это было поведением автора, который первым в литературе показал превосходство «дедуктивного метода» при расследовании преступления, важности критического и логического мышления, и умения грамотно выстраивать логические цепочки) до сих пор ставят в тупик, даже самых серьёзных исследователей его жизненного и творческого пути. Человек, мировоззрение которого просто не поддается однозначному определению и структурированности. Его общественные, философские и эстетические идеи отличаются сложностью, противоречивостью и нестабильностью, как и вся его личность. Элементы материализма вписываются в общую идеалистическую картину мира, рационалистический подход бесконфликтно сосуществует с интуитивистским, опережающие своё время научные прозрения сочетаются с ревностной приверженностью к консервативным взглядам и т. д. Однако, несмотря на всю сложность и противоречивость, его мировоззрение обладает неким единством и общей направленностью: его взгляд на мир пессимистичен, а сознание — трагично. Он не верил в идеи социального равенства и демократии, которые тогда начинали обуревать молодое американское государство. Он также не верил в народовластие, так как считал, что оно несёт с собой опасность потери свободы, когда подавляется индивидуальность, а политиканы устанавливают господство над «толпой», манипулируя ею. Он был уверен, что стремление перестроить общество на основах социальной справедливости принесёт гораздо больше бед, чем существование в нём естественной иерархии. В его понимании равенство — это не равноправие перед законом, а всеобщее усреднение, губительное растворение личности в массе, бездуховном конформизме. Человек, который являлся совершенно бескомпромиссным и безжалостным литературным критиком, что уничтожал в пепел десятки своих современников за неоригинальность и посредственность. И, разумеется, наживший себе не один десяток врагов. Человек, чья жизнь и, в особенности, его таинственная (И это по сей день. Все медицинские записи и документы, включая свидетельство о смерти, если они вообще существовали, были утеряны) смерть породила такое количество небылиц, сплетен, слухов и домыслов, что хватило бы на отдельный роман весьма примечательных размеров. В этом вопросе с ним мог бы «посоперничать» лишь Эмброуз Бирс, который сам превратился в полу-мифологическую фигуру в американской культуре. Человек, чьими прямыми литературными наследниками и последователями смело можно считать А. Конан Дойла, Агату Кристи, Ж. Верна, Г. Уэллса, С. Крейна, А. Бирса, Р. Л. Стивенсона, Г. Джеймса и многих других. Имя этого Человека было: Эдгар Аллан По. И после себя он оставил на литературном небосклоне такое сияние, что оно сравнимо лишь с рассекающей небо кометой. Но если пылающий след кометы быстро затухает, то его сияние никогда не меркнет. Как однажды про По написал Александр Блок: «Эдгар По — воплощённый экстаз, „планета без орбиты“ в изумрудном сиянии Люцифера, носивший в сердце безмерную остроту и сложность, страдавший глубоко и погибший трагически». А этот сборник, вобравший в себя практически всё лучшее из прозы По, - это лишь в очередной раз подтверждает.
Не обнаружено. Даже людям, которые на дух не переносят мрачные тона, депрессивность повествования, сложные темы связанные с обратной стороной человеческой природы и психики, безнадёгу финала и неоднозначные философские рассуждения, я бы порекомендовал ознакомиться хотя бы с парой новелл из этого собрания. Любая из них не займёт много времени, они весьма короткие и лаконичные, и при этом хлёсткие, держащие в напряжении и невероятно увлекательные. Да, здешние сюжеты и темы не из простых, но читаются они удивительно легко и быстро. Кто знает, может вы просто упустили данного автора из своего поля зрения или слышали о нём только с чужих слов, а вот сейчас есть прекрасная возможность это исправить.
С 1830 года, то есть с началом зрелого этапа в творчестве, центральными мотивами творчества По стали Любовь и Смерть. Вместе они соединились в сюжет, который автор считал самым поэтическим в мире, - смерть прекрасной женщины. А свою главную цель По видел в достижении эффекта, смысл которого сводился к эмоционально-психологическому воздействию на читателя, вызову у него душевного волнения, трепета. Именно поэтому в центре его работ с завидным постоянством фигурируют Любовь и Смерть, два события, которые, по единодушному мнению романтиков, обладали мощным эмоциональным зарядом. Фундаментом всей романтической теории По является «Высшая Красота» — понятие объективно существующее, но полностью не познаваемое. При этом сам автор является проводником в мир прекрасного, а его творчество — связующим звеном, благодаря которому читатель имеет возможность соприкоснуться с этим миром. Истоки красоты По находит в трёх основных сферах действительности: природе, искусстве и мире человеческих чувств, среди которых особое место занимают любовь и горе утраты возлюбленной. Строгий порядок, соразмерность и гармония — это столпы прекрасного у По. Любую диспропорцию, отсутствие чувства меры, в том числе пафос и нравоучительность, По решительно и категорически отвергал. Образы в творчестве По неопределённы и расплывчаты, их конечная цель — в стимулировании воображения читателя с помощью эмоционального подтекста. Его образы не вызывали в памяти картинки действительности, но будили ассоциации неясные, отдалённые, зловещие или меланхолические, величественные и печальные. Это идеально вписывается в столь любимую По концепцию «Жизни внутри Сна». Сна, что плавно перетекает в смерть. Яркая и глубокая образность всего творчества По является следствием его установки на неопределённость. При этом система его образов имеет две особенности, которые стоит принимать во внимание: во-первых, метафоры у него собраны вокруг группы символов, которые для читателя являются ориентирами в общем полотне произведения; во-вторых, сами метафоры внутреннее тяготеют к символизму и зачастую работают как символы, делая творение автора многосложным, многослойным и многоуровневым. Для так называемых психологических или «страшных» рассказов По, которые и послужили основой для данного сборника, характерен сюжет, изображающий мрачные события и катастрофу, трагические изменения человеческого сознания, охваченного страхом и теряющего контроль над собой. Для них типична зловещая, угнетающая обстановка, общая атмосфера безнадёжности и отчаяния. Мистичность этих рассказов обусловлена стремлением автора разгадать метаморфозы человеческой психики и познать её тайные свойства и патологии, обнажавшиеся в «аномальных» условиях. Из всех психологических состояний человека особый интерес у По вызывало чувство страха: страх перед смертью («Маска Красной Смерти»), жизнью(«Преждевременное Погребение»), одиночеством, безумием («Что случилось с господином Вальдемаром?»), людьми, будущим. Вершиной психологической новеллистики По является «Падение дома Ашеров» - рассказ, изображающий уже не страх перед жизнью или смертью, а страх перед страхом жизни и смерти, вызывающий душевное оцепенение и провоцирующий разрушение личности. Истоки интересов По к подобным мотивам и тематике можно найти не только в системе взглядов этого художественного направления, но и в его собственном мироощущении, которое в зрелом возрасте формировалось в атмосфере угасания, бесперспективности и бесцельности. Одной из психологических загадок, особенно интересовавших Эдгара По, было врождённое тяготение человека к нарушению запрета, феномен, который он назвал «бесом противоречия» (imp of perverse). Наиболее яркое художественное воплощение он нашёл в рассказах «Чёрный кот» и «Сердце-обличитель». В этих, как и в некоторых других произведениях, внутреннюю мотивацию героев, совершающих запретные поступки - от безобидных невинностей до убийства - невозможно объяснить рационально. Это гибельное стремление к самоистреблению, балансирование на краю пропасти По приписывает свойству человеческой натуры как таковой, но при этом считает его аномалией, отклонением от психической нормы. Желая систематизировать и оформить свои идеи, в 1845 году он написал рассказ «Бес противоречия», в преамбуле к которому описал свойства данного феномена: «Это — mobile (с фр. - «побудительная причина») без мотива, мотив не motivirt (искаженное немецкое «мотивированный»). По его подсказу мы действуем без какой-либо постижимой цели… Мы поступаем так-то именно потому, что так поступать не должны. Теоретически никакое основание не может быть более неосновательным; но фактически нет основания сильнее. С некоторыми умами и при некоторых условиях оно становится абсолютно неодолимым. Я столь же уверен в том, что дышу, сколь и в том, что сознание вреда или ошибочности данного действия часто оказывается единственной непобедимой силой, которая — и ничто иное — вынуждает нас это действие совершить. И эта ошеломляющая тенденция поступать себе во вред ради вреда не поддаётся анализу или отысканию в ней скрытых элементов». Вообще можно говорить о том, что По сделал своим Главным Героем - Человеческое Подсознание, и те таинственные метаморфозы, что с ним происходят. Задолго до юнгианских архетипов с их коллективным бессознательным, По выстраивает свою собственную концептуальную систему, где превалирующую роль чаще всего играет тот самый «архетип Тени». И если у Юнга Тень можно подчинить, обуздать и ассимилировать, сделать своим внутренним другом и союзником, то у По она всегомогуща и бесчеловечна по своей природе, а личность практически любого человека легко крошится и ломается под её деспотическим влиянием. Человек буквально растворяется в своей Тени. Одним из важнейших мест в художественной структуре психологических новелл По занимают категории пространства и времени. В таких рассказах, как «Падение дома Ашеров», «Береника», «Лигейя», «Морелла», «Колодец и маятник», пространство замкнуто и ограничено, человек в нём отрезан от мира, и как следствие он сам и его сознание становятся объектом и субъектом пристального анализа. В других новеллах, таких как «Сердце-обличитель», «Чёрный кот»,«Овальный Портрет», замкнутость пространства, то есть физическая, сменяется психологической. Сознание героя всё так же оторвано от мира и сконцентрировано на самом себе, само его существование ощущается как пролог к катастрофе, гибели. Категория времени в психологических рассказах По зачастую не имеет привязки к конкретному хронологическому или историческому моменту. Изображается момент существования, осознаваемого в канун катастрофы или гибели, который одновременно и компактен, и безграничен. В него вмещается не только агония погибающего сознания героя, но и вся его история: поток пережитых эмоций и воспоминаний. Все эти сюжеты и мотивы в дальнейшем неоднократно будут обыграны и переосмыслены в литературе и кино (особенно, конечно, в нуаре, нео-нуаре, сюрреалистическом и психологическом нуаре. У данного жанра много ответвлений и подразделов, но По умудрился предопределить направления ключевых из них. Как минимум, контекстуально. А уж такие режиссеры как Хичкок, Бунюэль, Мельвиль, Линч и Кубрик - это его сыновья от мира кино), многие из них успеют обрести второе, а то и третье дыхание, но всегда стоит помнить о том, кто заложил основы. Как метко отметил однажды Стивен Кинг: «По был не просто писатель в жанре детектива или мистики. Он был Первым». Эдгар Аллан По - это Номер 1. А теперь можно и к самому чтению приступать, я думаю ;)