| Последний летописец, или Две жизни Николая Карамзина. Карамзины. Семейный портрет на фоне эпохи. Комплект из 2 книг Ирина Ивановна Рожанковская, Натан Яковлевич Эйдельман
Серия: Вместе дешевле «Последний летописец, или Две жизни Николая Карамзина»
Книга известнейшего писателя, публициста, литературоведа Н. Я. Эйдельмана посвящена главному труду Н. М. Карамзина — «Истории государства Российского». В начале XIX века Россия стояла перед настоятельной необходимостью широких преобразований в жизни государства. «Республиканец в душе и верный подданный царя русского», как писал о себе Карамзин, предложил собственную концепцию преобразований, основанную на идеалах просвещения и развития гражданского самосознания русского общества. Фундаментом этой концепции стала «История государства Российского», работу над которой Карамзин начал в 1803 году и продолжал до 1826 года, до последних дней своей жизни. Карамзин разыскивал древние летописи, исследовал, сопоставлял, критически оценивал тысячи свидетельств и документов — отечественных, западноевропейских, византийских, арабских... Поскольку свой труд Карамзин создавал, не только всматриваясь в даль тысячелетнего прошлого, но с постоянной оглядкой на Россию своего времени и с мыслью о будущем страны, многие страницы «Истории» для его современников были, по выражению Пушкина, «как свежая газета». В книге Н. Я. Эйдельмана с чрезвычайной наглядностью показана беспощадная борьба мнений, смертельные споры, закипевшие вокруг карамзинской «Истории», ставшей одним из главных событий в тогдашней словесности, историографии, и в итоге — во всей политической жизни. Яркий политический темперамент — важнейшая черта Карамзина-историка. В обширном приложении к настоящему изданию опубликованы малоизвестные политические манифесты Карамзина — «Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях», «Мнение русского гражданина», а также написанный по просьбе Николая I проект манифеста о его вступлении на престол.
«Карамзины. Семейный портрет на фоне эпохи»
В центре документального повествования — фигура Н. М. Карамзина, человека, поставившего свою личность и свою приватную, домашнюю жизнь, свою отдельную судьбу вровень с судьбой народа и государства, свою частную историю — вровень с всеобщей историей. Едва оперившимся юношей Карамзин попадает в один из центров тогдашней русской интеллектуальной жизни — в кружок Н. И. Новикова; в начале Великой французской революции он оказывается в Париже; в роковые дни, решившие исход войны 1812 года, он — в Москве; после победного 1815 года Карамзин — постоянный собеседник и оппонент Александра I; а 14 декабря 1825 года он — на Сенатской площади в Петербурге. Но Карамзин — не только участник и свидетель исторического действа. Современные исторические лица и события видятся ему составной частью грандиозной истории его индивидуального мира, в котором на первом плане — сердечные увлечения и разочарования, с годами — семья, дети, друзья и творчество. На рубеже XVIII и XIX веков автор «Истории государства Российского» становится главой русской литературы и духовным лидером русского общества. На его знамени — личная свобода и личные права дворянина. Главное тут — внутреннее раскрепощение и независимость. Карамзин утверждает: человек может пережить всё, кроме потери чести. Значительная часть русских дворян усвоила карамзинскую веру в личную независимость и личные права как высшую жизненную ценность. Немногие пошли дальше, требуя еще прав и свобод гражданских и политических... |
%text%